Что ждет квесты в 2016 году

Что ждет квесты в 2016 году
26 января 2016

Квесты, как игровой, развлекательный аттракцион, явление достаточно молодое. В России первые квесты появились вообще буквально пару лет назад, в 2014 году. Можно отметить невероятно удачный старт и бурное развитие этого вида бизнеса. Продукт практически моментально сформировал под себя целую нишу в игровой, развлекательной индустрии. Чтобы стал понятен темп развития бизнеса, стоит обратиться к цифрам. В Санкт-Петербурге месячный оборот составляет порядка 40 миллионов рублей. Сумма более чем внушительная.

Однако многих предпринимателей волнует вопрос крепости бизнеса. Как он будет реагировать на все более усложняющуюся общую экономическую ситуацию в стране и внутриотраслевые нюансы рынка.

Прошлый, 2015 год был очень удачным. Рынок квестов показал увеличение роста почти в 10 раз. Все статистические цифры берутся по Санкт-Петербургу. В первом полугодии, было зарегистрировано порядка 20 фирм, занимающихся организацией и обслуживанием квестов. Средние месячные показатели - около 5-6 новых фирм, представляющих 1-2 квеста, средняя площадь которых приблизительно 50 кв. м.

Интересно отметить, что большинство из них выбирали жанр «хоррор». В общем, эта тенденция достаточно легко объяснима. При выборе, авторы руководствовались идеей о том, что страх, это сильнейшая эмоция и ставить на нее, беспроигрышный вариант. Главное создать подобающую атмосферу. Вторым определяющим принципом конечно же является оптимизация материальных затрат при создании игры, что есть немаловажный фактор. Чаще всего сюжет «хоррор» предполагает помещения с очень слабой освещенностью, что существенно экономит затраты на электричество. Идеальным примером в этом плане стала «Пила» от iLocked и “Жить" Клаустрофобии.

По последним данным, на территории Санкт-Петербурга функционирует 58 компаний, ими в совокупности представлено порядка 190 квестов. Стоимость участия во всех квестах держится практически на одном уровне. Львиную долю в рынке, около 70% имеют несколько компаний (в данный момент четыре). Еще 3 компании выбрали сетевой путь развития, ушли в низший ценовой. В основном продвигаются через сайты «купонаторы». Остальные фирмы, в большинстве случаев находятся в балансирующем положении. В активах у них есть небольшое количесво квестов, с которыми они работают. Их положение, возможно, самое нестабильное и ненадежное на рынке. Есть и совсем уж печальные цифры. В прошлом году закрылись 11 компаний. Главой причиной, в подавляющем большинстве случаев стала чрезмерно возросшая конкуренция.

Но нередки и прорывы. Иногда имея свежий, не замусоленный сценарий и гениальные идеи по проектировке игрового пространства, можно громко заявить о себе и приобрести популярность буквально с первого квеста. Часто в таких вот играх авторы занимаются проектом от и до. То есть, нет специально нанятых аниматоров, обслуживающего персонала. Вся работа проделывается создателями самолично. В итоге квест больше подходит под определение «перформанс»

По мере развития бизнеса, появляется еще один немаловажный фактор, двигающий рынок квестов, это посетители. Со временем они становятся разборчивее и требовательнее и к сюжетной линии игры и к антуражу. Опытные игроки могут легко отличить высокобюджетный, профессиональный проект, стоимость которого исчисляется миллионами рублей, от сделанного на коленке, как говорится «из того, что было». Хотя всегда бывают исключения. Можно за полчаса разобраться с квестом, имеющим миллионный бюджет и наглухо застрять в комнатке, на создание которой ушло не более 200 тысяч рублей.

Судя по всему, в 2016 году бизнес продолжит видоизменяться, можно ожидать даже появления отдельных ниш. Классика жанра, типа «сумей выбраться из помещения», будет трансформироваться в более динамичные игры, определяющим станет экшн, вполне возможно и даже ожидаемо, появление  экспериментов в создании квестов.

Усложнение и видоизменение квестов, естественно повлечет за собой увеличение средней себестоимости игры. Квесты уже становятся высокотехнологичным продуктом. Не исключены дополнительные расходы на рекламные компании, сопровождающие продвижение продукта. Некоторые специалисты прогнозируют увеличение ценового порога входа в рынок. Ориентировочно он составит порядка 4 млн. руб. И это не единственная проблема, с которой могут столкнуться предприниматели при создании квест-компании. Есть нюансы, касающиеся специфики именно этого бизнеса.

Среднее время прибыльной работы квеста 12-18 месяцев. Затем по статистике идет спад посещаемости. Требуется переформатирование квеста. Можно обойтись «малой кровью» и внести лишь некоторые изменения, или производить полную перестройку квеста, включая сценарий и игровое пространство.

На возведение квест-помещения уходит 3-6 месяцев. Более опытные предприниматели стараются максимально оптимизировать процесс строительства. Потому как оказалось, что время очень ценный ресурс в этой индустрии. Пока квест находится на стадии возведения, теряет актуальность сценарий, технологические «фишки», головоломки, арендная плата съедает бюджет. Поэтому скорость создания игрового помещения, есть немаловажный фактор успешности проекта.

Популярность этого вида развлечений, привлекает в рынок массу предпринимателей, рассчитывающих на быструю окупаемость бизнеса (6-10 месяцев). Нельзя сказать, что это совсем уж неправильное утверждение. На самом деле многие новички, приходящие в эту индустрию с оригинальными идеями и неординарными подходами в организации и продвижении своих проектов, достаточно успешны. Но, как и в любом бизнесе, есть слабые проекты, которые закрываются буквально в течение первых месяцев работы. На тематических ресурсах, достаточно часто можно видеть объявления о продаже квеста. Есть прогноз, что в течение года закроется порядка 20% компаний. Получается, что каждый пятый проект окажется провальным.

Но как быть, если все есть желание попробовать себя в этом бизнесе? Если нет взрывной, оригинальной идеи и огромного бюджета, наименее рискованным вариантом станет работа по франшизе. Есть достаточно примеров успешных компаний, которые еще в 2014 году пошли этим путем. К настоящему моменту их затраты окупились уже не по одному разу.

Однако стоит помнить, что франшиза, это тоже не панацея. Нет никаких гарантий, что приобретая франшизу, вы получаете прибыльный бизнес. Более того, рынок франчайзинга в России еще достаточно молод, могут встречаться компании, абсолютно не соответствующие этому виду деятельности. Не так давно, против одной московской компании продающей франшизу, было возбуждено уголовное дело. Компанию обвинили в мошенничестве.

То есть при выборе франшизы нужен правильный, вдумчивый подход. На что стоит обратить внимание в первую очередь:
Зарегистрированный товарный знак;
Наличие у компании, продающей франшизу, в своем регионе нескольких успешных квестов;
Оформление персонала по ТК РФ, прозрачная операционная деятельность;
В обязательном порядке заключается и регистрируется договор коммерческой концессии;
Компания, продающая франшизу, стабильно входит в тройку – пятерку лидеров индустрии в нескольких регионах.
При соблюдении всех этих условий, предприятие в самом деле имеет большие шансы на успешность. Об этом можно судить по стоимости франшиз, тенденции к снижению не наблюдается и не прогнозируется, а эти показатели могут говорить о прибыльности и популярности франчайзинга.

Нельзя обойти вниманием рынок рекламных услуг. Конечно, это уже абсолютно другая область бизнеса, но реклама во многом определяет успешность проекта в целом. И с этим не поспоришь. Поэтому попытаться разобраться, что к чему, стоит. Чтобы как минимум понимать, что будут предлагать рекламщики и решать уже самостоятельно какой вид рекламы подойдет вашему проекту.
Естественно, основная доля рекламы, можно даже сказать, что вся, реализуется через интернет. В 2015 году словосочетание «выберись из комнаты» взорвало соц. сети. Буквально сразу выросла цена поста с этой фразой, если он размещался в коммерческом паблике. На некоторых ресурсах был введен запрет на использование этого словосочетания в публикациях.

Огромное количество маленьких квест-компаний пошли по наиболее легкому пути привлечения клиентов. Не особо заботясь о создании собственного узнаваемого имиджа, что на первых порах достаточно затратно, компании уводят клиентов у своих конкурентов посредством «yandex директа», « google adwords».

Сайты агрегаторы, тоже не особо озабоченные собственной репутацией, в погоне за максимальной прибылью используют рейтинги как способ заработать. В топовых местах, иногда обнаруживаются проекты с минимальной посещаемостью, ужасным качеством реализации. Абсолютно не берется во внимание наличие хотя бы минимального пакета документов, подтверждающих право компании заниматься этим видом деятельности.

Но все эти огрехи можно списать на молодость индустрии. Со временем рынок заполнится профессионалами в этой области, станет более цивилизованным и высокотехнологичным. Игровая квестовая индустрия, подстраиваясь под более искушенную аудиторию, будет создавать новые, более качественные и масштабные продукты, используя нелинейные ходы, большие площадки, профессиональных актеров.

Вернуться к новостям